Морозов О.Н., Никольская В.А., Плотицына Л.А. Формирование
ЛПУ в условиях страховой медицины // Становление новой системы хозяйствования:
вопросы теории и практики. – Тверь: 1997.
Достижение объема
финансирования, обеспечивающего устойчивость социально-демографической ситуации
в области здоровья, является одной из важнейших задач социальной политики на
современном этапе, особенно актуальной вследствие дефицита средств
государственного и местных бюджетов.
Либерализация цен на товары и услуги
повлекла за собой удорожание лечебно-профилактической помощи населению и
обострила проблему ресурсного обеспечения здравоохранения.
Введение на
территории России обязательного медицинского страхования (ОМС) предполагало
реорганизацию нормативно-экономической базы здравоохранения. развитие и
внедрение экономических отношений между пациентами и работниками в качестве
потребителей и производителей медицинских услуг, формирование цен и тарифов на
медицинские услуги, реализацию экономических методов управления в условиях
хозяйственной самостоятельности лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ).
Не касаясь макроэкономического аспекта комплекса перечисленных проблем,
считаем целесообразным остановиться на практическом (микроэкономическом) уровне
оценки результатов внедрения Закона "0 медицинском страховании граждан в РФ" на
примере ЛПУ г.Твери.
На этапе становления системы ОМС (1992 - 1994 гг.)
лечебно-профилактические учреждения города финансировались из Тверского
территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТТФОМС) за счет
средств налогоплательщиков в размере 3,6% от фонда заработной платы
и
местного бюджета за неработающее население. При этом ТТФОМС должен был быть
дополнительным источником по отношению к местному или муниципальному бюджету.
Финансирование ЛПУ осуществлялось по ценам, рассчитанным по каждому виду
медицинских услуг. Цены дифференцировались по нозологиям с учетом нормативной и
материально-технической базы, а также специфики работы ЛПУ.
Отсутствие на
данном этапе единой методологии ценообразования, статистической, информационной
и вычислительных баз данных, а также правовой и экономической основы
взаимодействия ТТФОМС — горздравотдел г.Тверн-ЛПУ не позволили в должном объеме
обеспечить внедрение Закона "О медицинском страховании граждан в РФ".
В
дальнейшем (l995 — 1996 rr.) в связи с углублением экономического кризиса в
стране, ростом дефицита бюджетов всех уровней именно ТТФОМС становится
единственным источником финансирования ЛПУ (при тех же 3,6% отчислений на
медицинское страхование). Монопольное положение фонда оказалось в противоречии с
механизмом цен ЛПУ. По результатам анализа, в итоге издержки по оказанию
медицинской помощи населению не компенсировались объемами финансирования из
фонда. В свою очередь ТТФОМС сам стал заложником общего кризиса неплатежей и
бюджетного дефицита, поскольку финансирование за неработающее население ведется
крайне нерегулярно. Кроме того, норматив отчислений из бюджета занижен по
сравнению с реальными издержками ЛПУ.
По нашему мнению, собственнику ЛПУ,
органу управления здравоохранения необходимо выбрать оптимальный вариант
финансирования из имеющихся на практике: либо по ценам, либо по затратам. В
условиях финансовой стабилизации и экономического роста возможен и третий
вариант, когда заказ собственника за выполненные услуги финансируется по
затратам, а сверх этого объема — по ценам. Естественно, что каждому варианту
финансирования должен соответствовать механизм его реализации. В случае
финансирования .по ценам, пусть даже с небольшой рентабельностью, у ЛПУ появится
возможность функционировать согласно статусу муниципального предприятия, то есть
по принципу самоокупаемости. В противном случае финансирование почти не будет
отличаться от существовавшего до введения Закона "0 медицинском страховании
граждан в РФ".
.Однако выбор всех трех вариантов связан с решением одного и
того же вопроса: кто финансирует ЛПУ?
На наш взгляд, схема денежных потоков
должна выглядеть следующим образом:
Денежные средства из бюджета и
внебюджетные средства Орган управления здравоохранением Формирование
"глобального" бюджета исходя из среднедушевого норматива Денежные средства
ТТФОМС
Заказ и его выполнение
ЛПУ