Морозов О.Н., Никольская В.А., Плотицына Л.А. Формирование ЛПУ в условиях страховой медицины // Становление новой системы хозяйствования: вопросы теории и практики. – Тверь: 1997.
Достижение объема финансирования, обеспечивающего устойчивость социально-демографической ситуации в области здоровья, является одной из важнейших задач социальной политики на современном этапе, особенно актуальной вследствие дефицита средств государственного и местных бюджетов.
Либерализация цен на товары и услуги повлекла за собой удорожание лечебно-профилактической помощи населению и обострила проблему ресурсного обеспечения здравоохранения.
Введение на территории России обязательного медицинского страхования (ОМС) предполагало реорганизацию нормативно-экономической базы здравоохранения. развитие и внедрение экономических отношений между пациентами и работниками в качестве потребителей и производителей медицинских услуг, формирование цен и тарифов на медицинские услуги, реализацию экономических методов управления в условиях хозяйственной самостоятельности лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ).
Не касаясь макроэкономического аспекта комплекса перечисленных проблем, считаем целесообразным остановиться на практическом (микроэкономическом) уровне оценки результатов внедрения Закона "0 медицинском страховании граждан в РФ" на примере ЛПУ г.Твери.
На этапе становления системы ОМС (1992 - 1994 гг.) лечебно-профилактические учреждения города финансировались из Тверского территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТТФОМС) за счет средств налогоплательщиков в размере 3,6% от фонда заработной платы
и местного бюджета за неработающее население. При этом ТТФОМС должен был быть дополнительным источником по отношению к местному или муниципальному бюджету.
Финансирование ЛПУ осуществлялось по ценам, рассчитанным по каждому виду медицинских услуг. Цены дифференцировались по нозологиям с учетом нормативной и материально-технической базы, а также специфики работы ЛПУ.
Отсутствие на данном этапе единой методологии ценообразования, статистической, информационной и вычислительных баз данных, а также правовой и экономической основы взаимодействия ТТФОМС — горздравотдел г.Тверн-ЛПУ не позволили в должном объеме обеспечить внедрение Закона "О медицинском страховании граждан в РФ".
В дальнейшем (l995 — 1996 rr.) в связи с углублением экономического кризиса в стране, ростом дефицита бюджетов всех уровней именно ТТФОМС становится единственным источником финансирования ЛПУ (при тех же 3,6% отчислений на медицинское страхование). Монопольное положение фонда оказалось в противоречии с механизмом цен ЛПУ. По результатам анализа, в итоге издержки по оказанию медицинской помощи населению не компенсировались объемами финансирования из фонда. В свою очередь ТТФОМС сам стал заложником общего кризиса неплатежей и бюджетного дефицита, поскольку финансирование за неработающее население ведется крайне нерегулярно. Кроме того, норматив отчислений из бюджета занижен по сравнению с реальными издержками ЛПУ.
По нашему мнению, собственнику ЛПУ, органу управления здравоохранения необходимо выбрать оптимальный вариант финансирования из имеющихся на практике: либо по ценам, либо по затратам. В условиях финансовой стабилизации и экономического роста возможен и третий вариант, когда заказ собственника за выполненные услуги финансируется по затратам, а сверх этого объема — по ценам. Естественно, что каждому варианту финансирования должен соответствовать механизм его реализации. В случае финансирования .по ценам, пусть даже с небольшой рентабельностью, у ЛПУ появится возможность функционировать согласно статусу муниципального предприятия, то есть по принципу самоокупаемости. В противном случае финансирование почти не будет отличаться от существовавшего до введения Закона "0 медицинском страховании граждан в РФ".
.Однако выбор всех трех вариантов связан с решением одного и того же вопроса: кто финансирует ЛПУ?
На наш взгляд, схема денежных потоков должна выглядеть следующим образом:

Денежные средства из бюджета и внебюджетные средства Орган управления здравоохранением Формирование "глобального" бюджета исходя из среднедушевого норматива Денежные средства ТТФОМС

Заказ и его выполнение
ЛПУ

 

Hosted by uCoz