Учет топлива и горюче-смазочных материалов

На практике очень много вопросов появляется в связи с нормами списания горюче-смазочных материалов. Для медицинских учреждений, управлений внутренних дел, отделов вневедомственной охраны и других учреждений, имеющих большой парк автомобилей и несущих значительные расходы на ГСМ, важен правильный расчет плановых норм списания топлива. Чаще всего для этого устанавливают две нормы – зимнюю и летнюю – для каждого вида автотранспорта. Но, как правило, для правильного расчета этого бывает недостаточно. При расчете норм списания топлива и ГСМ следует руководствоваться Нормами расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте Р3112194-0366-97 (утв. Приказом Минтранса РФ 29 апреля 1997 г. № б/н2).

Данные нормы предназначены для работников автотранспортных предприятий и других организаций, эксплуатирующих автомобильную технику на территории Российской Федерации.

Этот нормативный акт так же рекомендуется использовать в качестве основы для разработки ведомственных норм для специальных и специализированных автомобилей.

Базовая норма расхода топлива и ГСМ устанавливается согласно технической документации на автомобиль. Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью ряда поправочных коэффициентов, регламентированных в форме процентов повышения или снижения исходного значения нормы.

Нормы расхода топлива повышаются при следующих условиях:

o        работа в зимнее время: в южных районах страны – до 5%, в северных районах страны – до 15%, в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, – до 20%, в остальных районах страны – до 10%;

от 500 до 1500 метров – на 5%;

от 1501 до 2000 метров – на 10%;

от 2001 до 3000 метров – на 15%;

и свыше 3000 метров – на 20%;

o        работа автотранспорта на дорогах со сложным планом (наличие в среднем на 1 км пути более пяти закруглений радиусом менее 40 м, т.е. на 100 км пути не менее 501 поворота) – до 10%;

Нормы расхода топлива снижаются в следующих случаях:

o        при работе на дорогах за пределом пригородной зоны из цементобетона, асфальтобетона, брусчатки, мозаики на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) – до 15%;

В том случае, когда автомобиль эксплуатируется вне города с численностью более 2,5 млн.чел. в зоне до 50 км от границы города, а также для городов с населением от 0,5 до 2,4 млн.чел. в зоне до 15 км от границы города и с населением менее 0,5 млн.чел. в зоне до 5 км, поправочные коэффициенты (повышающие или понижающие) не применяются.

При необходимости применения одновременно нескольких надбавок, норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.

На основании приказа руководителя предприятия допускается:

o        на внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработку деталей двигателей и автомобилей после ремонта и др.) нормативный расход топлива увеличивать до 1,0 процента от общего его количества, потребляемого автотранспортным предприятием;

Для моделей и модификаций автомобилей, не имеющих существенных конструктивных отличий и не отличающихся от базовой модели собственной массой, норма расхода топлива устанавливается в тех же размерах, что и для базовой модели.

Для моделей и модификаций автомобилей, не имеющих конструктивных отличий, но отличающихся от базовой модели собственной массой (установка фургонов, кунгов, дополнительного оборудования, бронирование и т.д.), норма расхода топлива определяется увеличением (уменьшением) до 2,0 л/100 км по автомобилям с бензиновыми; до 1,3 л/100 км дизельными двигателями; до 2,5 л/100 км по автомобилям, работающим на сжиженном газе; до 2,0 куб.м по автомобилям, работающим на сжатом природном газе и при газодизельном режиме до 1,2 куб.м природного газа и до 0,25 л дизельного топлива на каждую тонну увеличения (уменьшения) собственной массы автомобиля.

В дополнение к нормированному расходу газа допускается расходование бензина или дизтоплива для газобаллонных автомобилей в следующих случаях:

o        для заезда в ремонтную зону и выезда из нее после проведения технических воздействий на один газобаллонный автомобиль до 5 л;

Во всех указанных случаях нормирование расхода жидкого топлива для газобаллонных автомобилей осуществляется в тех же размерах, что и для соответствующих базовых бензиновых автомобилей.

Необходимо отметить, что министерства и ведомства могут устанавливать свои нормы расхода топлива и ГСМ.

Hosted by uCoz