Что можно ожидать от организации, которая финансируется из десятка карманов?
    На первый взгляд, это хорошо, но хорошо тогда, когда достоверно известно - сколько, за что и когда она получит, что и сколько стоит. Однако ЛПУ сегодня поставлены не в столь замечательные условия, когда финансирование от Минздрава РФ, ФФОМСа, ведомств, СМО, субъектов Федерации, местных органов власти, предприятий и частных лиц является залогом процветания.
    Напротив, различные методики подсчета необходимого финансирования, смета, различ-ные установки в виде нормативных актов, различные формы отношений, начиная с приказных и до договорных, задержки с выплатами и кивание головы одного ведомства на другую приводят к тому, что подлинная стоимость медицинских услуг неизвестна, и деятельность некоторых ЛПУ фактически парализована и близка к банкротству.

    Лига пациентов считает необходимым введение единых стандартов (единой методики) государственного финансирования МО.
    Эти меры будут эффективны только тогда, когда всем участникам реформ станет ясно, что принцип подушевого финансирования медицинских услуг устарел. Необходимо заменить его, как уже говорилось выше, дифференцированной системой тарифов, уплачиваемых за про-леченный случай (конечный результат), зависящих от сложности требуемого медицинского вмешательства, возраста и пола пациента нужно формировать целевые группы пациентов. При этом МО должна получать большие деньги за то, что человек здоров, нежели за то, что он продолжает болеть, а в случае причинения не обусловленного вреда оно должно платить материальное возмещение пациенту, его родным или государству только так может дейст-вовать хороший хозяин, который беспокоится о своем экономическом благосостоянии. В данном случае речь идет о государстве в целом, которое не может процветать за счет больных людей.
    Система действующих тарифов должна одновременно предусматривать также и стиму-ляцию амбулаторно-поликлинической помощи в противовес стационарной, о чем будет сказано в п.3.4 настоящего Заявления.

    При этом есть насущная необходимость уйти от финансирования по сметам, и перейти к отношениям государственного заказа, передаваемого в виде бюджетных средств и страховых взносов в единый центр - Министерство здравоохранения РФ, осущест-вляющего управление этим заказом на принципах оплаты по пролеченным случаям в соответствии с утвержденными, дифференцированными по целевым группам тарифами. Речь также идет об объединении денег ФФОМС и бюджетного финансирования. Понятно, что часть этих средств по-прежнему будет направляться на выравнивание бюджетов здравоох-ранения регионального уровня.
    Эта схема переносится на уровень региональных управлений здравоохранением. Здесь, вместе с государственным заказом Минздрава РФ должны аккумулироваться средства местного бюджета, ведомств, нынешнего ТФОМС и иных заказчиков медицинских услуг, доходя в дальнейшем до МО в виде денежных выплат за пролеченный случай в соответствии с вышеуказанными тарифами. Таким образом, представляется необходимым, что управление здравоохранением субъекта РФ превращается в единый управленческо-финансовый центр здравоохранения в регионе.

    При этом ЛПУ должны получить больше свободы, нежели теперь, чтобы действовать как достаточно самостоятельный хозяйствующий субъект рынка, имеющий право на исполь-зование всей или части прибыли, отвечая по своим обязательствам частью своего имущества. Возможно, что форма государственного (муниципального) унитарного предприятия, рабо-тающего по особым учредительным договорам с управлениями здравоохранения, окажется той организационно-правовой формой, которая обеспечит необходимый уровень и свободы, и ответственности нынешних ЛПУ.
    Понятно, что для осуществления этого проекта необходимо исключение слова учреждение из Статьи 41 Конституции РФ. Но достигшая апогея децентрализация, дублирование полно-мочий, требований и расчеты финансирования по разным методикам служат сегодня одним из основных деструктивных факторов в здравоохранении. В действующей модели опять же нет ни виноватых, ни ответственных.

    Говоря о реформе здравоохранения в РФ, необходимо также четко определить предмет реформы.
    За годы советской власти здравоохранение стало значительной сферой экономики, вклю-чающей огромный имущественный и кадровый потенциал. Здесь и недвижимые комплексы с землей, сооружениями, системами коммуникаций, здесь и оборудование, купленное, в основном, за государственные деньги, здесь и обучение кадров в ВУЗах и средних специ-альных образовательных заведениях.
    Сегодня около 20-ти государственных министерств и ведомств имеют собственную систему здравоохранения. Когда идет формирование бюджета на будущий год, учитывается ли этот фактор, известно ли, в связи с этим, сколько на самом деле тратит государство на здравоохранение? Возможно, назрела необходимость передать все государственные учреждения здравоохранения в руки Министерства здравоохранения РФ и его управления и прекратить практику местничества, где каждое ведомство занимается самодеятельностью, ставя граждан страны в разные условия при получении ими медицинской помощи.

    Имущественный комплекс здравоохранения имеет рыночную стоимость, которая до сих пор неизвестна государству, и, что главное неизвестна главным врачам, которым поручено управлять государственным имуществом и кадрами.
    Эффективно управлять тем, подлинная стоимость чего неизвестна, невозможно. В этой связи необходима общая ревизия, по крайней мере, имущественного комплекса здравоох-ранения и затрат на ее содержание с тем, чтобы составить представление о том, соответствует ли имеющийся комплекс необходимым запросам общества.

    В связи с этим мы приветствуем Проект Реформы финансирования здравоохранения в Российской Федерации, проводимый Министерством здравоохранения Российской Федера-ции при поддержке программы TACIS Европейского сообщества. Однако считаем, что госу-дарство должно уделять больше внимания этому вопросу, поскольку эффективные модели управления и финансирования играют сегодня определяющую роль для работоспособности системы и часто спасают организации от банкротства за счет достижения набольшей экономической эффективности при равном финансировании, каким бы низким оно не было.
    Здесь важно заметить, что чем меньше средств, тем эффективнее нужно управлять ими!

 

Материалы подготовлены и представлены для обсуждения
компанией DevizenGaz, Москва

 

Hosted by uCoz